Продолжение повести о логотипах вообще и шрифтах в частности...
Если вы серьезно подошли к первому шагу создания стиля, а именно
определению его концепции, то в общих чертах вы уже знаете, каким должен
быть логотип. Повторяю, в общих чертах. То есть вы уже знаете, какую вашу
мысль он должен выражать, какими качествами он должен обладать. Логотип
может быть солидным, серьезным, легким, игривым, классическим или
underground, что в данном случае является синонимом к "альтернативный". То
есть нарушающий всякие стандарты построения логотипа (но не синонимом
"коверкание шрифта"). Тут мерой является ваш художественный вкус.
Концепция определит в общих чертах даже группу шрифтов, которые могут быть
для этого использованы.
Затем вы начинаете тщательно изучать графемы, использующиеся в
логотипе. Что это? Это буква, символ, знак, но не в плане значения или
звучания, а то, как выглядит символ. Ну, к примеру, в графемах
Р и Ь очень много общего, хотя по
звучанию нет ничего даже рядом... Так же графемы С и
Э. Ну и другие... Например, программы распознавания
текстов в своей основе содержат алгоритмы идентификации графем.
Каждая графема (а следовательно, и весь шрифт) состоит из элементов. Те
же Р и Ь, Ы содержат
два основных шрифтовых элемента, а в Я добавлен еще один.
Вот именно эти элемнты и являются основой для создания логотипа,
определяют ритм начетания, его структуру. Например, слово РЫБЫ :o) по
направлению движения взгляда по элементам уже содержит некоторое "ныряние
в глубину".

Это та часть логотипа, которой вы не можете управлять, но которую
можете изменять с помощью шрифта. Компьютер позволяет подставлять шрифты в
готовое слово, подбирать нужный шрифт. Выбранный вами шрифт должен не
только отражать вашу концепцию, но благополучно выглядеть в данном
графемном начертании, имеющем свой внутренний ритм. Элемент, выделенный
красным, напоминает рыбью чешую... этим можно воспользоваться... Ну и
стойки также образуют определенный ритм. Стоит поискать шрифт, в котором
эти свойства будут максимально выражены... Плюс цвет, используемый в стиле
и логотипе. В данном примере вряд ли будет уместен красный цвет...(потому
как рыба - это не совсем мясо...)
Не всегда стоит искать в логотипе "чешую" буквально. Для
художественного восприятия логотипа важен образ, может быть, метафора,
заложенная в логотипе. В логотипе ЛОГОС (см. прошлый выпуск) я следовал
логической цепочке ЛОГОС-СЛОВО-МЫСЛЬ-МУДРОСТЬ и превратил логотип в некую
картинку с логикой СОВА-СИМВОЛ МУДРОСТИ (не путать с моим личным
логотипом, в который заложен несколько иной, более личностный смысл).
Иногда логотип может представлять достаточно абстрактную картинку, но, тем
не менее, каждый должен суметь прочитать слово, заложенное в логотипе
(поскольку речь в данном случае идет не о товарной марке, знаке
обслуживания или символе).
© The Washigton Post
В лого газеты Вашингтон Пост использован староанглийский шрифт с целью
придания газете образа традиционного стабильного издания. И хотя газета
американская, но ощущение английских традиций ( а это в первую очередь
консерватизм в хорошем смысле слова - неизменность своих политических и
социальных взглядов, что является уже частью имиджа газеты). И это
художник смог передать через шрифт в логотипе... Может возникнуть
ощущение, что этой газете уже несколько сотен лет. Можете сравнить это с
применением нашей отечественной "Ижицы" для создания стиля "под
Хохлому"...
Часто логотип выполняется простым шрифтом для более быстрого и четкого
прочтения, а для создания индивидуального образа к нему в блок добавляется
знак обслуживания (иногда символ).
© VERITAY TECYNOLOGY. INC.
Иногда используется совмещенный вариант с применением рисунка прямо на
логотипе, или какой-то текстуры.
© SUN
В данных примерах я умышленно не даю фирменный цвет логотипа, дабы не
отвлекать от основной мысли статьи.
По своей сути логотип - это не столько слово, сколько уже изображение.
Поэтому вполне допустимы и активно используются приемы активного и
отрицательного кернинга, ну и вообще более свободное использование символа
как средства графики.
© Mr De Sign 1995
Следующим моментом в практике разработки логотипа является учет
"зрительной зоны" символов и вытекающее отсюда композиционное равновесие
логотипа. В свое время масса художников из сферы наглядной агитации (был
такой способ рекламы КПСС) использовали при написании шрифтов равномерную
разметку, не учитывая вот эту самую визуальную зону, не учитывая
"открытость" знаков и психологию восприятия.
Например, символы С, Е, Г, Р "открыты" в правую
сторону, а З, Э, Я - в левую. Есть и симметрично
"открытые" знаки - О, Ш, Н, П, хотя по логике их лучше
назвать закрытыми симметрично. Мы читаем слева направо, и психологически
это направление является для нас комфортным. Ну и понятно, что взгляд
скользит на "открытых вправо", и тормозит на "открытых" влево... Что дает
нам удобство или дискомфорт восприятия.

Пример визуальной зоны воздействия символа...

Я думаю, все понятно из примера. Это особенно актуально при применении
ручной графики и фотонабора. В компьютерных шрифтах (фонтах) это
обстоятельство во многом учтено, но контролировать начертание логотипа на
сей предмет все таки нужно...
Пример растягивания символов и кернинга.
1. Нормальный вид

2. Клинический случай растягивания шрифта

3. Нормальный прием употребления кернинга без "мордования" шрифта.

Этот момент настолько проник в нашу жизнь (откройте "Комок",
"Сегодняшнюю газету" или "Всем! Всем! Всем!"), что комментарии излишни...
14.09.99 © Виктор Вязьминов (MrDeSign)
наверх Автор: - Источник: MrDeSign
|