Теория происхождения видов, родов и отдельно стоящих персон.
 |
Вот
так выглядит досье на Александра Сергеевича в
исполнении "Древа Жизни". Интерфейс не
воплощённый идеал, конечно, но работать с ним
вполне можно. |
Доброго времени
суток, граждане читатели. Мы продолжаем нашу
трансляцию после перерыва — увы, вынужденного
(Питер, конечно, лучший город мира, но вот
действие питерской погоды на аборигенов очень
точно описывается цитатой из товарища
Сетона-Томпсона — «со временем охотники
привыкли к такому поведению медведей, но вот к
пулям с мягким наконечником медведи привыкнуть так
и не смогли», и угадайте с трех раз, кто под
питерским небом играет роль охотника, а кто
медведя).
Сегодня мы займемся
генеалогией — эта дисциплина, как известно
любому вдумчивому читателю Большой Советской
Энциклопедии, представляет собою «изучение истории
родов и происхождения отдельных лиц, установление
родственных связей и составление родословий». Вы
спросите — с какого это перепуга обычному
пользователю персоналки может потребоваться
изучать происхождение отдельных лиц и составлять
родословия? Не спешите, перепугов есть, и даже
несколько.
Генеалогия, собственно, бывает
двух видов. Первый связан с реальным миром и в его
юрисдикции располагаются наше собственное
семейство — любой вменяемый человек, ImHO,
рано или поздно проникается интересом к истории
своего рода, да и просто знать по именам (и
различать по лицам) пару десятков N-юродных
дядюшек и дедушек иногда бывает жизненно
необходимо. Второй же род генеалогии куда забавнее
первого, поскольку оперирует данными не о реальных
людях, а о существах насквозь мифических, коими
щедро заселены все без исключения виртуальные
вселенные, от «Властелина Колец» до
«Санта-Барбары» включительно.
Да простят
меня поклонники Профессора, но худо-бедно
разобраться в его творческом наследии я смог
только после того, как тщательно выписал на
бумажку всех значимых героев и исчертил
полтетрадки графами и таблицами — кто, когда,
кого и за что. Сильно подозреваю, что
«Санта-Барбара» потребовала бы впятеро большего
объема бумаги, но уж настолько далеко мое
любопытство — а что же у них там на самом
деле происходило — не простиралось.
Одно я могу сказать точно: бумага далеко
не лучший инструмент для генеалогических
изысканий. С тех пор, как в наших руках завелись
высокие технологии, бумага играет в команде
расходных материалов, причем на третьих ролях. Так
что если кому-то вдруг понадобится разложить по
полочкам некое семейство, нужно запастись
инструментом поосновательнее. Инструмент зовут
Древо Жизни (найти
на SoftSearch, скачать у автора) —
название несколько лубочное, согласен, но сам
инструмент нисколько не похож на расписанную
китайским лаком для ногтей дубовую ложку, это уж
точно.
Что умеет «Древо»? В двух словах
(спасибо БСЭ): составлять родословия. Причем на
очень серьезном уровне — дело отнюдь не
ограничивается банальной простановкой родственных
связей вида «один-к-одному» и «один-ко-многим».
Программа оперирует тремя основными сущностями:
персона, роль и событие. Причем и то, и
другое, и третье не ограничивается
родственным множеством.
Возьмем для
примера изображенного на скриншоте мега-классика
русской поэзии. При желании в базе данных «Древа»
можно зафиксировать не только краткую биографию из
школьного учебника литературы, гори он синим
пламенем, но и драматическую историю с дуэлью и
убийством — всю, целиком, со всеми
разговорами, сценами, письмами и даже текстами
писем. А для каждой сцены можно расписать —
кто был непосредственным участником, кто
свидетелем, кто женой свидетеля и кто лучшим
другом участника. Конечно, труда это будет стоить
недетского — но для увлеченного человека
такой труд не имеет ничего общего с отращиванием
геморроя, за который нужно регулярно расписываться
в ведомости. Если все сделать грамотно, на выходе
получается не генеалогическое дерево (хотя и оно
тоже получается, одним кликом) и не биография, а
реконструкция событий, имевших место в
истории связанного сложными взаимоотношениями
множества людей. Вот так вот серьезно.
Технически в программе все довольно
грамотно — элементы данных связаны
гиперссылками, персоны снабжаются фотографиями, а
события снабжаются комментариями, есть возможность
изучать статистику, линковать к персонам и
событиям внешние файлы (формата HTML) с подробными
описаниями, и так далее. Первый взгляд на
интерфейс вызывает из памяти слово «Delphi» и
цифру «три», но все же без резко отрицательных
эмоций. Конечно, идеальный интерфейс у
такого инструмента должен быть трехмерным и никак
иначе (кто-нибудь помнит остроумный органайзер по
имени «The Brain»? я помню очень хорошо), но это
уже из области чистой теории. Правда, интерфейс
мог быть и поизящнее — и уж точно можно было
обойтись без такого количества громоздких
модальных окон.
Серьезных недостатков у
программы обнаружить не удалось, так что в этой
части обзора придется разместить пожелания
авторам. Неплохо бы научить программу разбираться
в «дальних» родственных титулах (кто кому и кем
приходится). Еще лучше ввести в структуру данных
четвертую сущность — место (сейчас это
поле служит всего лишь текстовым комментарием, а
ведь люди и события линкуются друг на друга не
только во времени, но и в пространстве). Дать
пользователю возможность вводить произвольные роли
(как это сделано для событий). Разнообразить
статистику. Сделать генерацию всей базы в HTML и
Word (полная и/или частичная хронология событий,
общий список персон с наложенными фильтрами, и так
далее). В общем, потенциал для развития есть, и
немалый.
Ну и напоследок: из слова
«реконструирование» запросто можно убрать первый
слог, а программа при этом останется вполне
рабочим инструментом. Будь я писателем и задумай
написать здоровенный роман с десятками действующих
лиц и сложным сюжетом — не исключено, что
конструировать все это я начал бы именно в
этой программе.. ;-)
наверх Автор: WildHare Источник: SoftSearch
|