Шрифтовое оформление в web-дизайне.
Всего лишь несколько лет назад, в начале 90-х годов,
в дизайне ощущалась острая нехватка компьютерных шрифтов как по
количеству так и по качеству, однако последнее время эта ситуация
резко изменилась. Появилась огромная масса разнообразнейшего
шрифтового материала любых стилей, что поставило дизайнера перед
другой проблемой - проблемой эстетики выбора. Конечно, современный
дизайнер не гарантирован от отсутствия хотя бы минимального
эстетического уровня у заказчика, но в связи с ростом оформительских
возможностей роль дизайнера в подготовке документов возросла,
особенно эта тенденция характерна для мира рекламы.
Интернет-технологии накладывают специфические ограничения на
использование шрифтов в оформлении WEB-документов. B частности
межплатформенный характер Интернета не позволяет однозначно
определять шрифт для вывода "тела" текстового документа на экран
монитора клиента. Применение HTML тега <FONT FACE=[гарнитура
шрифта]> не есть панацея для решения этой проблемы. На
клиентской машине просто может не оказаться нужного шрифта, а замена
его другим, выбранным системой по умолчанию, приведет к появлению
нечитаемого документа. Поэтому считается правилом хорошего тона не
применять вышеобозначенный тег при проектировании WEB-документов.
Указанная проблема еще ждет своего корректного решения, которое,
возможно, появится в скором будущем.
Это заставляет
изыскивать другие пути для оформления "тела" документа. B частности
выделение необходимых частей текста цветом, применением СТРОЧНЫХ
символов, их курсивного и полужирного начертания, а
также манипуляции с кеглем шрифта выводимого на экран клиента.
Немаловажным для удобства восприятия информации оказывается цветовое
соотношение текста и фона. Если предполагается передача клиенту
достаточно большого объема информации, то с точки зрения
удобочитаемости, желательно чтобы текст был выполнен темным цветом
на светлом фоне и быть достаточно контрастным. Применение ярких
подложек под текст (задний фон) является сильным выразительным
средством, но необходимо помнить, что читать текст по яркому, а тем
более пестрому, фону трудно, а иногда просто невозможно, так как
символы теряются в пестроте подложки.
Одним из показателей
удобочитаемости является ширина строки документа. С появлением
мониторов поддерживающих большое разрешение экрана стало возможно
"укладывать" в одну строку до нескольких сотен знаков, однако строка
"идеальной ширины" должна умещать порядка 50-70 знаков. При их
большем количестве скорость чтения замедляется и утомляемость
наступает значительно быстрее.
При создании некоторых
проектов следует учитывать, что удобочитаемостью можно иногда
пожертвовать в пользу определенных стилевых и эстетических решений.
Это в первую очередь относится к созданию сайтов-плакатов,
выполняющих например рекламные функции. Такой "плакат" должен
привлекать внимание, какие бы "аморальные" средства для этого не
использовались, вплоть до полного поругания удобочитаемости.
В современном "информационном" обществе очень важна
способность шрифта привлекать или останавливать внимание. Поэтому
возможно использование шрифтовых элементов в графическом оформлении
WEB-документа. В такой эстетике открывается широкий простор
изобретению и применению специальных приемов, так как без
графического членения и акцентирования смысла текста скорее всего
останется непрочитанным просто потому, что на него не обратят
внимание в океане информации. Конечно, в этом случае не следует
забывать об оптимизации WEB-графики для облегчения доступа к
информации. При нарушении этого правила существует значительный риск
того, что информация останется невостребованной просто в силу
технических причин.
Автор: Никита Козлов
Источник: M[aster]web
|